ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ ФЕСТИВАЛЯ «ЕВРОПА-АЗИЯ»

Казань – 2017 вновь стала центром пересечения мировых культур и бесценных духовных традиций евразийского сообщества. Нынешний международный фестиваль новой музыки стал XIII по счёту. Долголетняя история, начавшаяся в 1993 году, подтверждает актуальность его художественных задач, главная из которых - распространение яркого имиджа национальной культуры на мировой музыкальной арене.

Главный идеолог международного фестиваля – лидер двух мощных композиторских организаций России и Татарстана Рашид Калимуллин. Благодаря его блестящим организаторским способностям и острому чувству времени в музыке, фестиваля «Европа-Азия» живёт и привлекает к себе всё новых представителей мирового музыкального искусства.

На протяжении 10 дней с 21 по 30 сентября в преддверии и в дни фестиваля в Казани, Зеленодольске, в селе Новый Кырлай и посёлке Васильево в атмосфере подлинного интереса к новой музыке прошли 11 концертов и ряд творческих встреч с российскими и зарубежными авторами.

Участниками фестиваля стали гости из 10 стран – Австралии, Испании, Турции, Вьетнама, Гонконга, Колумбии, стран ближнего зарубежья. Особенно многочисленной была делегация из российских регионов: Москва, СПб, Краснодар, Челябинск, Ярославль, Тверь, Кострома, Уфа, Ижевск. Многие из авторов в настоящее время – руководители композиторских организаций: Педро Виларройг – президент испанской ассоциации неотональных композиторов, Эдуард Артемьев – президент Российской Ассоциации электроакустической музыки, До Хог Куан – председатель Ассоциации музыкантов Вьетнама, Лейла Исмагилова – председатель Союза композиторов Республики Башкортостан, Марина Ходырева – председатель Союза композиторов Удмуртии, Владимир Чернявский – председатель Краснодарской краевой организации Союза композиторов России, Виктор Кожевников – председатель Правления Ярославского отделений Союза композиторов России, Михаил Гоголин – председатель Вологодского регионального отделения Союза композиторов России, Татьяна Шкербина – председатель Челябинского областного отделения Союза композиторов России, Елена Лебедева – председатель Костромского регионального отделения Союза композиторов России и др.

Содержательный компонент фестиваля - разножанровая палитра из 150 сочинений российских и зарубежных авторов. Фестивалю были представлены престижные концертные площадки Казани – Большой государственный концертный зал им. С. Сайдашева, зал Союза композиторов РТ, зал Союза писателей РТ, Дом-музей В. Аксёнова, Центр Современной музыки Софии губайдулиной, Музей Г. Тукая в селе Новый Кырлай и др. Наряду с фестивальными концертами, большой интерес вызвали авторские юбилейные концерты-встречи с Рашидом Калимуллиным и авторский юбилейный концерт композитора РТ Ильгама Байтиряка, а также творческие встречи с зарубежными музыкантами.

Авторские творения нашли достойную интерпретацию под руководством замечательных дирижёров (казанских и приглашенных) Анны Гулишамбаровой – камерный оркестр «Новой музыки», Рустема Абязова – Камерный оркестр “Ла примавера”, Мориса Яклашкина – Чувашская государственная академическая капелла, замечателҗного дириңера мирового уровня Герасима Воронкова (Испания), выступившего на закрытие фестиваля с Государственным симфоническим оркестром РТ, и художественного руководителя ансамбля современной музыки “Маятник” Виталия Харисова. Этот ансамбля состоит из одних композиторов (явление, весьма редкое в музыкальном мире).

Многие композиторы представляли свои инструментальные сочинения в собственном исполнении: Ренат Хакимов из Татарстана (Сак-сок, Горный ручей), Лейла Исмагилова из Башкортостана (фортепианная соната), Наталья Вагнер из Австралии (Солнце Австралии), Алсу Сунгатуллина из РТ (Цикл детских пьес для фортепиано), Николай Михеев из Якутии (фантазия для хомуса, странного оркестра и фортепиано) и др.

Высокое мастерство отличает исполнительское искусство Татарстана, здесь особо выделились инструменталисты. На достойном уровне сумели прочитать авторский замысел саксофонистка Мария Беговатова (Р.Калимуллин Концерт для тенор-саксофона с оркестром), кларнетистка Диляра Валлиуллина (Т.Шкербина «Трансордум» трио для кларнета, рояля и баяна), флейстистки Лейсан Айнатуллова и Ксения Мороз (М.Шмотова Цикл для 2-х флейт «Баллады Белого моря»), фаготист Ильназ Фаррухшин (А.Луппов «Каприччио» для фагота и камерного оркестра), виолончелисты Андрей Каминский (Павел Левадный «Линия жизни» для скрипки, виолончели и фортепиано) и Михаил Исаханян (Э.Садыков «Tempro» для виолончели и live-электроники), пианисты Екатерина Коврикова (Р.Непесов «Каприз», А.Сатян «Сонатина», Л.Резетдинов Пьеса из сюиты «Петербургские ноктюрны», произведения Р.Яхина, Р.Калимуллина, Л.Любовского, А.Шарафеева, Ф.Шарифуллина и др.), Динара Галеева (А. Луппов Трио-токката для скрипки, виолончели и фортепиано, П.Левадный «Линии жизни» трио для скрипки, виолончели и фортепиано), Игорь Семикин (А.Короткина «Легенда о короле Стахе» для фортепиано), Дарья Васильева (В. Кожевников Соната для флейты и фортепиано), баянист Б. Хисматов (Т.Шкербина «Трансордум» трио для кларнета, рояля и баяна) и многие другие инструменталисты. Все упомянутые пианисты продемонстрировали хорошую фортепианную школу и технику игры. А меня все же покоряет искусство Екатерины Ковриковой, тонкой музыкальной натуры, блестящей пианистки с редким звуком, идущим, как мне кажется, от искусства Эмиля Гилельса.

Высокий класс мастерства показали гости из Испании, талантливая чета – скрипачка Алла Зимовская, дирижёр, скрипач и пианист Герасим Воронков. А также кураист из Башкортостана Артур Гайсаров, исполнитель на чипчиргане (сигнальная труба) историк Владимир Напольских из Удмуртии.

Музыка фестиваля была наполнена богатым смыслом. Человек и Вселенная, его взаимоотношения с природой, жизнь человека в современном обществе, наполненном противоречиями и социальными конфликтами; таинство человеческой души, любовь, жизни и бессмертие, - вот круг тем новой музыки, прозвучавшей в концертах фестиваля. Авторы разных континентов получили реальную возможность услышать в оркестровых красках свои сочинения в исполнении признанного в России и европейских странах государственного симфонического оркестра РТ.

Концерт симфонической музыки, завершивший XIII фестиваль «Европа – Азия» дал возможность представить слушателям спектр многоликой панорамы мирового музыкального пространства.

Глобальные проблемы мироздания поднимает «Пиренейская увертюра» испанского композитора Пьедро Виларройга: жизнь и загадки Вселенной, путешествия в мир космоса и далеких галактик. Планетарное мышление автора связано с его научным статусом астрофизика, специалиста по космологии и теории относительности. Живописная оркестровка рисует бушующий мировой океан, отличается объемным мощным звуком. Произведение, скромно названное увертюрой, по сути, является симфонией мирового пространства.

Сильное воздействие на слушателя оказала «Битва» Резеды Ахияровой – фрагмент замечательного балета «Золотая орда» на исторический сюжет.

Яркое, виртуозное сочинение Концерт для тенор-саксофона с оркестром Рашида Калимуллина написано в русле традиций направления третьего пласта – синтеза академической музыки с живой энергией джаза.

Тепло приняли Концерт для скрипки с оркестром колумбийского композитора, автора опера о Писарро, симфонических, хоровых и камерно-инструментальных сочинений. Тонкое исполненное скрипачки А. Зимовской подчеркивает богатое лирическое дарование молодого композитора.

Волшебная фантастическая музыка австралийца Андриано Перту завораживала, очаровывала красотой лирических интонаций, увлекала колоритным звучанием оркестра в изображении сцен сказочного повествования.

Заинтересовал слушателей молодой автор из Гонконга Фунг Лам, представивший симфоническое произведение «Бесконечные формы». Одаренный автор имеет большой творческий потенциал, мыслит современными категориями в музыке, обладает острым оркестровым чутьем и стремлением к преобразованию музыкального звука, оркестрового колорита и звукового пространства.

Шквал аплодисментов всколыхнул концертный зал им. С.Сайдашева после замечательного исполнения старинных танцев из сюиты «Галантные сцены» Эдуарда Артемьева к пьесе Михаила Булгакова «Кабала Святош». Эту музыку можно слушать бесконечно, она переживет века!

И в программе камерного оркестра «Новая музыка» были показаны интересные композиторские опусы. В жанре старинной ансамблевой инструментальной музыки XVII века и причудливых образов эпохи барокко создал свой «Concerto grosso» № 3 Михаил Гоголин из Вологды, излучающий эстетическую красоту, умиротворение и наслаждение чудной музыкой.

Впечатляющими были новые работы композиторов Татарстана: Рената Хакимова («Горный ручей» для фортепиано и струнного оркестра), Анатолия Луппова («Каприччио» для фагота и камерного оркестра), Эльмира Низамова (Вокальный цикл на рубаи Омара Хайяма), Ильгама Байтиряка (симфоническая поэма «Весенний Кырлай»), Лилии Тагировой («Симфонические  сказки»). В стиле импрессионизма сочинена удивительно колоритная музыка талантливого автора Рената Хакимова. Философско-лирические образы, размышления о бытии человека и быстротечности жизни составили нравственную основу вокального цикла Эльмира Низамова.

«Каприччио» А. Луппова – виртуозное концертное сочинение с партией фагота невообразимой сложности. Сей опыт подтвердил удивительную активность старейшего известного композитора Анатолия Борисовича, живущего под девизом: «Ни дня без композиции».

До Хонг Куан (Вьетнам) в оркестровых пьесах на темы народных песен подтвердил приверженность к традиционализму, историческим аналогиям и проявил чуткую интуицию в работе с фольклорным материалом.

«Фантазия» Николая Михеева внесла неожиданный колоритный резонанс в общее звучание камерного оркестра, благодаря космическому звучанию старинного  якутского инструмента хомуса, с его уникальными способами звукоизвлечения (гортанное, языковое, губное и др.).

Башкирские народные мелодии заискрились мастерством музицирования «узляу» в непревзойденном исполнении кураиста Артура Гайсарова (Башкортостан).

Фестиваль «Европа – Азия» был насыщен камерными концертами: программа состояла из пяти концертов, где прозвучало шестьдесят пять сочинений российских и зарубежных авторов. Известно, что данная жанровая область является творческой лабораторией любого композитора для конструирования новых идей, концепций, творческих направлений и стиля. Камерная музыка – это старт для воплощения грандиозных проектов в более сложных жанрах композиторского творчества. Мне удалось посетить лишь один камерный концерт от 28.09.2017 в зале Союза писателей Республики Татарстан.

Обобщая впечатления от услышанного, можно наметить следующие художественные направления авторов: неофольклорное (Марина Ходырева «Песня охотника», Марина Шмотова «Баллада Белого моря»), поставангард, в частности, элементы серийной техники в современных условиях (Павел Левадный «Линия жизни» трио для скрипки, виолончели  и фортепиано, Татьяна Шкербина «Трансордум» трио для кларнета, рояля и баяна, Виктор Кожевников Соната для флейты и фортепиано); стилистика киномузыки (Елена Лебедева «Сказочка» для альт-саксофона) и электронная музыка, не утратившая до сего времени музыкально-выразительные и изобразительные свойства (Эльдар Садыков «Tempro» для виолончели и live-электроники).

Казанский фестиваль доставил меломанам, студенческой молодежи и любителям музыки массу разнообразных впечатлений, обнаруживая при этом свежий срез современного мира музыки со всеми его противоречиями, школами, течениями, авторскими манерами и неожиданными композиционными решениями.

Проведение такого уровня фестиваля весьма ценно в кризисный период современного российского общества. «В условиях неуправляемого рынка и раскоординированности действий государственных институтов, беспрецедентной агрессии коммерческого культурного продукта падение духовных и эстетических  запросов населения  произошло стремительно и бесповоротно, а интерес к современному академическому искусству безнадежно иссяк». Так охарактеризовал современную ситуацию в российской музыкальной культуре Игорь Воробьев из Санкт-Петербурга в статье «Международный фестиваль искусств «От авангарда до наших дней»» (Музыкальная академия, 2016 (2). – С. 100).

В целях возрождения интереса молодежи к классике, народной и современной музыке композиторы Татарстана, во главе с Рашидом Калимуллиным, начали широкую просветительскую работу среди детей и юношества в городах и селах республики. Это чрезвычайно сложная, кропотливая работа уже дает свои положительные результаты. Аншлаги на концертах «Европы – Азия» становятся нормой концертной жизни Казани.

Маргарита Файзулаева

Теги: международный фестиваль новой музыки «европа-азия» , маргарита файзулаева, рашид калимуллин, елена лебедева, герасим воронков, виктор кожевников, новый кырлай, зеленодольск, васильево, педро виларройг, эдуард артемьев, до хог куан, лейла исмагилова, марина ходырева, владимир чернявский, михаил гоголин , татьяна шкербина, камерный оркестр «новой музыки», анна гулишамбарова, ренат хакимов , наталья вагнер, николай михеев, екатерина коврикова,
читать комментарии (0)
Оставить комментарий



Пользовательский поиск


БЛОГИ