Международный День Музыки!

Международный день музыки учрежден 1 октября 1975 года по решению ЮНЕСКО. Одним из инициаторов учреждения Международного дня музыки является композитор Дмитрий Шостакович.

Этот праздник отмечается ежегодно во всем мире большими концертными программами, с участием лучших артистов и художественных коллективов. В этот день звучат сочинения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Со времён древнейших мифов о чудесной силе искусства Орфея, перед которым расступались врата ада, до современного мира сложнейших научных технологий, музыка имеет значение от прикладного характера до философски-обобщённого постижения мира. В конфуцианских трактатах утверждается космологическая теория происхождения музыки, её значимость как государствообразующего фактора, обладающим потенциалом нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения для достижения социальной гармонии в обществе как мощного средства духовного единения человека с окружающим миром, постижения им сути бытия и естества природы в себе.

Во-первых, музыка - одно из наиболее человечных, природосообразных и эмоциональных искусств, которое вызывает сильнейшее чувство эмпатии, сопереживания, являющееся фундаментом любого взаимопонимания. По мнению В.А. Моцарта, музыка – это голос человеческого сердца. Индийский философ Шри Ауробиндо считал, что каждому органу в человеческом теле соответствует своя музыкальная интонация, которая помогает почувствовать в своей сути отзвуки космического начала.

Не случайно В.С.Соловьёв отмечал, что подлинная суть искусства - в продолжении того художественного дела, которое начато природой, что выявляет его потенциалы развития личности и общества. Соединение эстетической и этической сущности музыки позволяет обрести человеком подлинную свободу творчества не только как возможность проявить красоту, существующую в первозданном виде, подчёркнуто яркой и значительной, но и создать новый образ совершенного эстетического мира. В музыке гиперболизирован позитивный полюс Добро - зло, любовь – ненависть, она формируется вокруг представлений о благе и утешении, стремлении к покою и счастью, ей под силу озвучить Истину сиянием Красоты, «красотой пробудить к добру тронутое сердце».

Изначально сформировавшись как «наука и искусство звуков», музыка гибко сочетает творческий поиск и строгие законы настолько, что порой трудно определить их границы. «Дисциплина в искусстве требует свободы», и музыкальное творчество происходит из поиска идеального единства сердечности и разума, строгого порядка и естественности природы. так, для музыки нет ничего удивительного в том, что строжайший кодекс западных церковных песнопений VII в «Григорианский антифонарий» утрачивал строгий аскетизм благодаря проникновению народно-бытовых интонаций с певчими из народа, что в итоге дало мощный стимул развитию профессионального музыкального искусства в целом.

Развивающиеся идеи графически-световой визуализации усиливают специфику музыки как свободы в дисциплине, позволяя стать ясно и точно увиденной вместе с тем, чтобы остаться загадочно неосязаемой. Возможно, это способствует лучшему пониманию отличий и взаимосвязи традиционного и новаторского, духовного и материального, религиозного и светского, субъективного и объективного, индивидуального и общечеловеческого начал в сознании человека, столь необходимых для его духовного совершенствования. Это важно для позитивного формирования людской общности, не устраняющей индивидуальности, а напротив, её развивающей. Тогда всё социальное и общественное выступает сквозь личность и её ощущения, что становится важнейшим гарантом позитивного развития народов и их взаимодействия друг с другом.

Музыка – сложный психоэнергетический феномен, составляющий регулятивную первооснову чувств и мыслей человека, на подсознательном уровне способствуя формированию коллективного единства, поскольку синхронные импульсы, организованные звуковыми ритмо-сигналами, создают соответствующее психо-энергетическое состояние. Всё более очевидной становится и специфика музыки как энергоинформации, регулирующей общественные коммуникации человека и его разумно-эмоциональную природу. Создаётся бесконечный круг: музыка наиболее активно влияет на формы имитационного поведения людей, организует общение человеческих сообществ, создает резонирующие эмоциональные формы их коммуникаций. Последние, в свою очередь, являются основными значениями появления её новых жанров и содержания. Благодаря этому свойству музыки мы можем узнавать накопленный веками духовный и мистический опыт, стиль жизни и образ мышления людей той или иной эпохи или общности. Конфуций утверждал: «если хочешь узнать, справедливо ли правление в стране и благополучны ли нравы её жителей - прислушайся к музыке».

Не остаётся музыка в стороне и от течения жизни - и если XX век принёс в мир торжество ненависти и атомные взрывы, то и звуки наполнились скрежетом стали, гротеском и механицизмом, образы воззвали к отрицанию идеалов разума и красоты. Протестом прорвался долго сдерживаемый и потому необузданный зов природы человека к физиологической чувственности новых ритмов и мелодий, жанров и сюжетов. Но на гребне смертоносной волны звучания современного мира новой звездой загорается всепобеждающая сила любви, доверия, гармонии и простоты: «Взгляды Иисуса Христа» Мессиана, «Реквием» Тищенко, непреходящие шедевры Баха, Моцарта, Скрябина – результаты интуитивного свойства гениальных мастеров опережать время, свою эпоху, отражать её скрытые процессы и предвосхищать грядущие изменения. Так Бетховен яростно утвердил пророческое предназначение музыканта, как Пушкин в литературе – поэта.

Музыкальное искусство живёт во времени и в непрерывном сотворчестве триады – композитор, исполнитель, слушатель, включая в неё всё новых и новых людей разных возрастов, социальных групп, национальностей и вероисповеданий. Коммуникативная функция музыки создаёт их активное и тесное взаимодействие, как творческий диалог сквозь индивидуальность и традиции, сквозь народы и религии, сквозь время и эпохи. Зерно этого феномена в том, что, как писал Н.А. Бердяев в «Самопознании», хотя творец одинок, творческий акт направлен к тому, что имеет общечеловеческий, космический характер.

Веками люди искали модель идеальной человеческой общности - музыкальная культура имеет их множество, разных по виду и содержанию. Дуэты, ансамбли, оркестры, хоры – модели гармоничного согласия исполнителей, разных по характеру и по тембру человеческих и инструментальных голосов, которые противостоят дисгармонии своих различий стремлением к идеальному единству. Ведь СОГЛАСИЕ и СОЗВУЧИЕ – суть одного понятия, когда голос, звук сливается с другими в стройную гармонию и образует соразмерную форму, оставаясь уникальным в своём роде.

В «Венецианском купце» Уильям Шекспир писал: «Кто музыки не носит сам в себе, кто холоден к Гармонии прелестной, тот может быть изменником, лгуном, грабителем; души его движенья темны, как ночь, и, как Эреб, черна его приязнь. Такому человеку не доверяй...». Безусловно, это не означает, что немузыкальный или не знающий законов музыки человек обязательно будет «изменником, лгуном…», конечно нет! Смысл приведённой фразы гораздо глубже: «музыка в себе» - это высочайшее требование к своей личности, которое сравнимо с гармонией как отражением высокой духовной самоорганизации человека. Не потому ли Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери», прежде чем сделать Сальери отравителем, убивает в нём гармонию звуков: «Я сделался ремесленник: перстам придал послушную, сухую беглость и верность уху. Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп …».

Проблема диалога людей и культур, религий и цивилизаций позволяет по-новому взглянуть и на развитие музыкального искусства в целом, в котором заложен мощный потенциал истинной общности между людьми, дающей возможность разрешения многих противоречий общения путём поиска созвучья чувств, согласья мыслей как нечто универсального, вечного. На протяжении веков мировая музыкальная культура развивается и обогащается, позволяя музыкантам разных стран и вероисповеданий раскрывать сложный внутренний мир человека, само многообразие форм и жанров мировых музыкальных традиций является ярким примером взаимодействия различных культур, образцом их гармоничного согласия. История этого взаимопроникновения бесконечна, её нити, переплетаясь, опоясывают весь звучащий мир нашей планеты. можно проследить специфику взаимоотношений и становления различных профессиональных композиторских и исполнительских школ, результаты личной деятельности выдающихся композиторов и музыкантов-просветителей, роль педагогов в сфере музыкального образования в выше указанных процессах, но осветить даже основные из этих вопросов в рамках одной статьи невозможно. В качестве примера хотелось бы вкратце остановиться на общих тенденциях взаимодействия Восточных и западных традиций профессионального искусства как сложного, порой противоречивого, но неуклонно развивающегося плодотворного сотворчества двух музыкальных цивилизаций.

Взгляд в будущее

В жестокий для России 1941 год, в «Ленинградской» симфонии №7 Дмитрия Шостаковича, искажённая от страданий божественная мелодия «Лунной сонаты» Бетховена, вопрошает: как один и тот же народ мог породить музыканта и фашизм?! Но уже через пять лет после окончания войны композитор вновь склоняется перед другим немецким гением - И.С. Бахом, создав по случаю 200-летия со дня его смерти «24 прелюдии и фуги». Да, в потоке красоты созвучия и гармонии музыки нет места ненависти, ограниченности и отрицанию поистине всемирного доверия и живой лаборатории диалога народов, как глубоко человечного и разумного контакта от сердца к сердцу. Исторически сложившееся взаимопроникновение форм, жанров, традиций и образов мировой музыкальной культуры даёт возможность наиболее полного и прочувствованного постижения человеком своей высшей духовной сущности через её лучшие образцы, сохраняя и умножая её.

Но что многие из нас сегодня ищут в музыке? Новых эмоций и страстей, ласкающих ухо созвучий или элитарно-музыковедческого анализа? Нет, это обман самих себя, бездуховному слушанию музыки служит бессознательно-чувственное исполнение и умозрительный анализ, как клевета на совершенство постижения Истины: «Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим» (Мк. 4:24). Именно такой путь обретения истинно гуманных и гармоничных отношений людей всего мира открывает будущее мировой цивилизации как звучащее сотворчество. И такая музыка - верный путь претворения гармонии в согласное звучание человека с самим собой и миром, творчество всечеловеческого доверия, любви и согласия!

В статье использован материал публикации Е.Ковриковой

"Музыка как творчество доверия и согласия"

Теги: международный день музыки, юнеско, дмитрий шостакович, екатерина коврикова,
читать комментарии (0)
Оставить комментарий



Пользовательский поиск


БЛОГИ