Фестиваль "Европа-Азия" - 2015 в СМИ

"Музыка России" получила разрешение на электронную публикацию интервью с идейным вдохновителем международного фестиваля "Европа -Азия" Рашидом Калимуллиным, а также статью Рашита Ахметова "Европа-Азия", опубликованные в независимой газете "Звезда Поволжья", №№34 и 35 за 2015 год.

Звезда Поволжья, № 34 (762), 17-30 сентября 2015

«Европа - Азия»

23 - 25 сентября в Казани состоялся XII Международный фестиваль «Европа-Азия». Прошло 5 концертов, на которых были исполнены произведения 17 композиторов из Москвы, Татарстана, Башкортостана, Бурятии, Хакассии, Екатеринбурга, Брянска, США, Японии, Китая, Вьетнама, Франции и др. Организатор и продюсер фестиваля – председатель Союза композиторов РТ, народный артист России Рашид Калимуллин. Дирижировала ГСО РТ на открытии Зое Зениоди (она дирижировала Национальным оркестром Греции, Кливлендским симфоническим оркестром, оркестром Флорида Гранд-опера, Стокгольмским «Симфониетта» и др.), на закрытии играл оркестр «Новая музыка» Анны Гулишамбаровой.

Каждый отобранный Калимуллиным для исполнения композитор по-своему интересен, необычен. Например, Александр Пантыкин, лидер известной группы «Урфин Джюс», председатель Союза композиторов Свердловской области, сотрудничал с группами «Наутилус», «Настя», группой Егора Белкина и др. Окончил сначала физтех УПИ, затем Уральскую консерваторию. Лауреат премии «Золотая маска» в 2011 году за музыку к спектаклю «Мертвые души» Свердловского театра музкомедии. Исао Матсушита считается одним из самых интересных современных композиторов Японии, его произведения любит исполнять Берлинский симфонический оркестр, они входили в культурную программу Олимпиады в Нагано, он читает лекции в Беркли, университете Гамильтона, Иллинойсе, Сеуле и т.д. В этом году ощутима некая переориентация «Европы - Азии» на Восток, наверное, скоро фестиваль придется переименовывать в «Азия - Европа». Мы попросили дать интервью о фестивале главного «мотора» творческого действия Рашида Калимуллина.

- Рашид Фагимович, у фестиваля «Европа - Азия» уже солидная история. Что интересного будет в этом году?

- Фактически это уже 15-й фестиваль, первые три раза мы проводили его в «тестовом» режиме. Сейчас он проходит в Казани раз в два года. На концерте открытия 23 сентября будет исполняться музыка разная и интересная. Прозвучит произведение Исао Матсушита «Молитва небес» для симфонического оркестра. Он очень известен и является президентом Лиги азиатских композиторов. Туда входят все азиатские страны (Китай, Япония, Южная Корея, Вьетнам, Филиппины, Малайзия и др.) и Австралия. Мы тоже собираемся в нее вступать. Там в каждой стране своя музыкальная культура, но они прекрасно освоили и европейские технологии. Интересны современные китайские композиторы. В прошлом году мы делали фестиваль «Европа - Азия» во Вьетнаме. Открывал фестиваль президент Вьетнама, он провел большой прием гостей фестиваля. Многие вьетнамские композиторы учились в Париже. И обучились они там мастерски. У них ощущается присутствие национальной музыки, но я бы сказал, довольно «легкое». Я даже удивился, складывалось впечатление, что слушаешь музыку какого-либо известного французского композитора. Многие вьетнамские композиторы обучались в Москве, Петербурге, Киеве и Варшаве. У них получилась очень насыщенная школа. Я думаю, было бы хорошо, если бы наши татарские композиторы обучались не только в Казани, Москве и Петербурге, но и других мировых музыкальных центрах. Это всегда придает «краску», шарм и очень обогащает музыку, культуру.

- В свете новой международной политики России связи Союза композиторов РТ с Союзом композиторов Китая интенсифицировались?

- У меня есть контакты с Шанхаем, Гонконгом. Думаю, что когда мы вступим в Лигу азиатских композиторов, у нас возникнут тесные контакты. Но я бы не сказал, что у нас переориентация на Восток, мы стремимся соблюдать баланс. У нас на открытии будет исполняться и концерт для альт-саксофона с оркестром известного американского композитора Томаса Слиппера. Он пишет в современном стиле с четко выраженной идеей, основанной на блестящем знании инструментов. Это светская музыка. У известного американского композитора Филиппа Гласса ощущается его обращение к киномузыке, а вот Томасу Слипперу удалось избежать влияния Голливуда. Киноиндустрия сейчас на многих композиторов в мире влияет и, я бы сказал, есть плюсы и есть минусы этого влияния. Будет представлен китайский композитор Цзо Чженьгуань. Он живет в России и Китае. Будет вьетнамский композитор До Хонг Куан, он обучался в Московской консерватории, учился у Альберта Лемана, который, как вы знаете, долго работал и в Казани. Он приехал в Москву и сейчас принимает участие в юбилейных лемановских концертах. Он привезет инструмент дан бау с исполнителем Хоанг Ан Ту, и будет исполнено его произведение «Диалог». Дан бау – однострунный инструмент, но на прошлом фестивале он нам настолько понравился, что многие в него прямо влюбились. Там очень интересный тембр. Его немного подзвучивают, иначе он будет не слышен.

- Кто интереснее, До Хонг Куан или Томас Слиппер?

- До Хонг Куан воспитан на чисто московских традициях. Они разные. Их на одни весы не положишь. Нам было важно как раз показать разные стили.

- Думаю, за каждым музыкальным произведением стоит внутренняя энергия композитора, то есть внешний звук сопровождается внутренним. Китайцы называют эту энергию энергией «ци». Бах - это океан внутренней энергии. Мне как раз интересно, как эти произведения соотносятся не по внешнему звуку, а по внутреннему звуку, по количеству жизненной энергии. Китайцы умели ее измерять. Интересно было измерить различные произведения по «ци-метру».

- У Томаса Слиппера концерт для саксофона, будет играть наша Маша Беговатова. Очень интересное сочинение. Мне нравятся симфонии Слиппера.

- А что за концерт Калимуллина будет?

- Концерт для фортепиано с оркестром, солист Федор Амиров. Его недавно играли в Казани. У меня было желание, чтобы на фестивале вся музыка была - это концерты. К сожалению, нам не удалось исполнить сочинение Матсушиты для барабана тайко. Это самый большой в мире барабан, применялся в храмах. Сейчас он очень моден. В Казань японские барабанщики с ним приезжали в оперный театр. Барабан тайко в Казани уже появился, и он будет звучать на гала-концерте фестиваля. Я его купил.

- Я прочитал о барабане тайко в ВикипедииУ него мощный звук. Их использовали в синтоизме, при поклонении богу ветра Сусаноо. Они выражали дух самураев. Как пишет Википедия: «В отличие от западных практик, визуальная часть представления тайко не менее важна, чем акустическое воздействие. Движения ката составляют неотделимую часть игры на тайко и исходят из обычаев придворных представлений. Ката связывает барабан и барабанщика, создает родство между исполнителем и инструментом». Стоят они в зависимости от диаметра от 40 до 160 тысяч рублей.

- У нас в Казани пока нет мастеров игры на тайко. Играть с симфоническим оркестром на тайко - очень большая ответственность, и пока музыканты не согласились. Будет только камерное исполнение. Нашим оркестром будет дирижировать Зое Зениоди, она родом из Греции. Есть авторский диск Томаса Слиппера в ее исполнении. Мне очень понравилось ее прочтение. Думаю, зрителям будет тоже очень интересно. У нас будет звучать композитор Лейла Исмагилова из Башкортостана, дочь известного композитора, народного артиста СССР Загира Исмагилова, он в Уфе культовая фигура, как у нас Назиб Жиганов. Они оба были, конечно, выдающиеся композиторы. У Лейлы Исмагиловой сочинение с кураем и симфоническим оркестром «Таинство» из балета «Аркаим». Московский композитор Кирилл Волков специально к фестивалю написал сочинение «Пульс» для струнных и ударных. Это будет премьера произведения. На гала-концерт приедет очень интересный домбрист из Казахстана. По моему мнению, школа исполнения на казахской домбре сегодня гораздо сильнее, чем на русской домбре и балалайке. Они ушли еще дальше, достигли высочайшего пилотажа в исполнительском мастерстве. Я много раз бывал в Казахстане и всегда стараюсь услышать живое исполнение казахских домбристов. Получаю потрясающее впечатление.

- На закрытии уже будет играть оркестр Гулишамбаровой?

- Я стараюсь занять как можно больше казанских музыкантов. На прошлом фестивале был задействован оркестр Абязова, сейчас оркестр Гулишамбаровой. Это интересно как музыкантам, так и зрителям.

- Смотрю в программе, есть и Юлия Бек.

- Юлия Бекбулатова - моя выпускница, она как раз написала сочинение «Little big question» для тайко барабана. Конечно, в Японии культура исполнения другая, но это будет видение казанца, что такое тайко барабан.

- Это будет татарское видение или российское?

- Думаю, что, наверное, больше российское. К нам приедут композиторы из Бурятии, Хакассии, будет звучать якутская музыка. Этого раньше не было, наконец мне удалось установить с ними хорошие контакты. Хотя мы живем в одной стране, но, к сожалению, не часто общаемся. Из Хакассии будет привезен инструмент хобырах, буряты привезут инструмент ятага. У татар раньше тоже был этот инструмент. Они хотели другой инструмент привезти, но я настоял на ятаге, чтобы татары видели, какой инструмент они утеряли. Я хочу, чтобы татары возродили этот инструмент. У нас кроме курая ничего не осталось, хотя мы такой же тюркский народ. У нас все эти инструменты присутствовали, и у нас ничего не осталось. Начиная с Ивана Грозного все это запрещалось и все это сжигалось. Почему у нас вокальное искусство достигло очень высокого развития, возник «мон»? Там много мелизмов, украшений. Потому что все татарские народные инструменты уничтожили.

- Причина такого положения - ислам?

- Нет, в Казахстане, Средней Азии был ислам, там все сохранилось. Ислам, наоборот, поощрял развитие музыкальных инструментов.

- Почему татарский народ отказался от своих музыкальных инструментов?

- Категорически запрещалось развитие татарских народных инструментов. В конце XIX века немцы придумали гармошку. Она пошла сначала по кабакам. Появился удобный инструмент, который был близок для русского и татарского народа. Он небольшой, его можно с собой носить. У многих народов гармошка стала инструментом сопровождения. Шарманка была уже более дорогостоящим механизмом. Были шарманки с татарскими мелодиями.

- Гармошка - это же упрощение музыки. Гибель народных инструментов - это трагедия для народа.

- Это мы сейчас так говорим. Сейчас в космос гитары берут. Они еще легче. Пианино же с собой в космос не возьмешь.

- Прозвучит произведение Масгуды Шамсутдиновой.

- Это не новое ее произведение, «Море травы» для струнного оркестра, но у нас в Казани оно не звучало. Думаю, оно написано уже в США.

- Ее творчество не изменилось из-за эмиграции?

- Как сказать, она уехала в США уже сформировавшимся композитором. В США есть обзоры, рейтинги композиторов, кто, как, где исполняется. Толстые книги. Там все непросто, там рынок в гораздо большей степени, чем у нас. У нас есть Союз композиторов, который помогает продвигать музыку. Мы второй дом для композиторов. Там этого нет. Я вот, например, член Ассоциации композиторов штата Нью-Джерси. Они раз в год собираются. Там агенты, деньги, прагматизм, все индивидуально. Во Франции, Германии, Голландии, Швеции, Дании, конечно, это дело хорошо поставлено, продвижение, исполнение музыки. Чем более развитая страна, тем больше вкладывает денег в культуру, тем больше понимание, что нужно продвигать свое. В Швейцарии есть фонд, который организовали банки. Представьте, наши банкиры создали фонд, чтобы продвигать татарскую культуру? Татарскую серьезную музыку? Это возможно? Там это возможно. Они все проплачивают, чтобы швейцарская музыка звучала в разных странах. В библиотеке иностранной литературы в Москве сидит много японских представителей, они продвигают японскую музыку в России. Они поставили много японских инструментов в Москву и помогают обучать студентов.

- Что услышим от Пантыкина?

- Это один из родоначальников свердловского рока. Мы на этой теме с ним сошлись. Моим любимым ансамблем был «Пинк флойд». «Битлз» конечно, тоже нравились, «Чикаго», «Роллинг стоунз», «Пот, кровь и слезы».

- Да, от вашего творчества чувствуется такой «антисоветский» запах.

- «Битлз» - гениальные музыканты, они заложили новое направление в музыке.

 Беседу вёл Рашит АХМЕТОВ

(продолжение следует)

 

 «Звезда Поволжья», №  35 (763), 1 – 7 октября 2015

«Европа-Азия»

Рашит АХМЕТОВ

На открытии фестиваля в БКЗ им. Сайдашева один из лучших композиторов мира японец Исао Матсушита, высокий, седой, загорелый, худощавый и неулыбчивый, представил «Молитву небес» для симфонического оркестра (играл ГСО РТ с дирижером гречанкой Зое Зениоди), она выделялась своей внутренней цельностью, тонкостью и глубиной «самурайского» подтекста (самураи, как известно, живут по правилу, что этот день проживается как последний день жизни). Напоминает современного японского Вагнера. Композитор из США Томас Слиппер, тоже один из лучших композиторов мира на сегодня, представил концерт для альт-саксофона с оркестром. Здесь, мне кажется, Слиппер пал жертвой американских вкусов, саксофон - выигрышный инструмент для исполнения в Америке, но он слишком чувственный, контрастный при исполнении с симфоническим оркестром в российской традиции, снижает глубину произведения, и инструмент не передает внутренний трагизм существования человека. Саксофон передает сексуальные энергии человека. Его драматизм не переходит в трагизм. Саксофон изобретен Адольфом Саксом в 1842 году в Бельгии. Для джаза он идеален, как электрогитара для рока (которая тоже сексуальна), а вот для симфонической трагедии слишком «резок», слишком «взрезает» музыкальное пространство, отодвигая другие инструменты своим внутренним индивидуализмом и даже эгоизмом. Музыка Слиппера была вполне позитивистской, конечно, протестантской. Молодой и «ковбойской». Но личное присутствие Слиппера на фестивале в Казани производило впечатление, американец был широк на фоне худощавого японца. Удивил свежестью и, пожалуй, один из лучших композиторов Азии, председатель Союза композиторов Вьетнама До Хонг Куанг. Для него были характерны одновременно природная вьетнамская мелодичность и в то же время общемировая космическая нота. Это была очень мягкая музыка («Диалог» для инструмента дан бау), но с несгибаемым внутренним стержнем и напоминала по упругости бамбук, все очень гибко и пластично, но эта пластичность в итоге тебя полностью окружает и обволакивает. Исполнитель на дан бау Хоанг Ан Ту сыграл на бис «Подмосковные вечера». Лица у татарских композиторов несколько вытянулись, когда же будут написаны «Казанские вечера»? Впрочем, на гала-концерте закрытия Хоанг Ан Ту сыграл уже попурри из татарских народных мелодий, и они звучали очень органично на вьетнамском народном инструменте, впрочем, инструмент подзвучивался электроникой, и это несколько снижало его живой акустический эффект.

Композитор из Башкортостана Лейла Исмагилова представила «Таинство» из балета «Аркаим» с кураем и симфоническим оркестром. Произведение, претендующее на магию башкирского народа, сам Аркаим считается даже более загадочным местом, чем Стоунхендж, считается прародиной, центром силы России, обнаружен случайно в 1987 году, считается поселением 3-го тысячелетия до нашей эры. Он должен был быть затоплен. Название происходит от тюркского арка - хребет, основа. Интересно, что в Аркаиме в 3-м тысячелетии до н.э. имелась ливневая канализация, которой на сегодня и в Казани нет в некоторых местах. В 2005 году Аркаим посетил Владимир Путин, и в связи с этим последовала масса статей об «арийской версии происхождения городища». Аркаим называют родиной Заратустры, колыбелью человеческой цивилизации. Называют родиной предков славян. Кто там жил, тюрки или арийцы? Лейла Исмагилова с кураем (да и многие историки) явно выступает за тюркскую гипотезу происхождения Аркаима, отвергая арийские гипотезы. Тюркский Аркаим, кстати, доказывает, что процентов 80 современной территории России заселяли тюрки. И Россия скорее исконно тюркская земля исторически, а не исконно русская. Но магии произведения не случилось. Звучали башкирские мелодии, песнопения, однако они были лишь внешне народные, скроенные скорее технологически под народные, но души, силы, «аркаимовской» мощи башкирского народа в произведении не чувствовалось, оно звучало несколько эклектично, хотя замысел был очень интересным.

На открытии Федор Амиров вместе с оркестром сыграл концерт Рашида Калимуллина для фортепиано с оркестром. И нужно сказать, концерт Калимуллина вызвал сенсацию. Ранее Федор Амиров играл его в этом году в Берлине и в Боготе, в Колумбии. И там, и там публика долго аплодировала, газеты писали, что концерт Калимуллина, пожалуй, лучшее, что было написано в Европе за последние десять лет. Калимуллина и там, и там называли одним из лучших композиторов современности. Было видно, что произведение Калимуллина на голову выше произведений Матсушиты, Слиппера, До Хонг Куана. Это не преувеличение, они искренне поздравляли Рашида Калимуллина с удачей. Резеда Ахиярова, с которой вместе сидел, сообщила - слышали бы вы, как это произведение с восторгом приняли в Берлине, успех был огромный. Федор Амиров глубоко прочувствовал произведение, и у него есть особенности, возможно, он не столь виртуозен в технике игры, но каждый его звук живой, он прочувствован сердцем, и слушатель это ощущает.

Федор Амиров – настоящий магический музыкант. Думаю, что Вагнер прослезился бы, услышав его, настолько он «чист» и высок в духовном отношении в исполнении. Николай Петров говорил, что сегодня сотни пианистов виртуозно владеют техникой игры, а вот души нет. Амиров играет с душой. Думаю, что именно душа пианиста внутренне сопротивляется механической виртуозности. Иногда виртуозность, мне кажется, входит в конфликт с духовностью. Амиров походил на солиста «Дип перпл» своими длинными волосами и типично как рок-музыкант вскинул перед выступлением руку с поднятым кулаком. И, конечно, дирижер Зое Зениоди была явно влюблена в произведение Калимуллина. С такой страстью она вылепила из концерта абсолютно цельное произведение. Что касается моего личного впечатления, то считаю, что начало и конец концерта Калимуллину вполне удались, а вот середина немного затянута, несколько однообразна, стала расплываться, он словно разжал «кулак», и концентрированное нарастание драматизма не совсем получилось. Возможно, туда, в середину, необходимо внести какую-то иную «полярную» восточную музыкальную тему. Калимуллину очень хорошо удается четкий внутренний ритм. То, что это произведение Калимуллина выглядело лучше, глубже Стравинского, например, было очевидно. Концерт слушался как живое синтетическое соединение Рахманинова и Шостаковича с татарской душой, причем это был не орнамент, а именно органическое соединение трех компонентов. Калимуллин показал, что татарская симфоническая музыка есть музыка мирового класса.

Еще раз доказала это уже на гала-концерте фестиваля композитор Масгуда Шамсутдинова. Как концерт Калимуллина был объективно лучшим на открытии фестиваля, так произведение Шамсутдиновой («Море травы» для струнного оркестра из цикла «Тамгалар») было лучшим на закрытии. Композитор из Брянска Владимир Дубинин сыграл на рояле еще одно произведение Калимуллина - оно, пожалуй, шло вровень с произведением Шамсутдиновой, но он сыграл Калимуллина слишком экспрессивно, энергично, он его не совсем понял, его исполнение выглядело контрастом с исполнением Амирова. Но, конечно, нужно признать, что Шамсутдинова – композитор огромного, еще недостаточно раскрытого таланта. И видно, что у татар много талантливых женщин-композиторов. Осторожно блеснула тайным, трепетным, даже робким отсветом, своим произведением с тайко барабаном Юлия Бек (Бекбулатова). Резеда Ахиярова сегодня поглощена работой над оперой «Сююмбике». Музыка Анатолия Луппова звучала как советское ретро, из прямо симфонического соцреализма, очень осторожного. Мне кажется, в ней не хватает самоиронии, а так словно в машине времени переносишься в далекую табеевскую Казань. Наверное, Луппову можно написать симфоническую пьесу «Главлит», которая передала бы краски той эпохи. Ренат Хакимов представил «Настроение» для гитары с оркестром. Сочинение, я бы сказал, даже молодежное, но немного вторичное, без бетховенского желания «штурмовать небо» и изменять мир. И слишком солировала над оркестром гитара, было очень похоже на звучание вокально-инструментального ансамбля, приглаженного. Великолепно, свежо прозвучало «Пробуждение» для ятаги и фортепиано композитора из Бурятии Ларисы Санжиевой.

Каких только инструментов не было у тюрок тысячу лет назад! И флейты из тростника, и из плечевой кости, и морские раковины, и моринхур из засушенных сухожилий оленей, и гонги, и ятага с 11 - 23 струнами. Композитор из Хакасии Татьяна Шалгинова представила пьесу «Песнь ветра» для хобыраха и фортепиано.

Незабываемое впечатление произвел домбрист из Казахстана. Столь виртуозного исполнения просто невозможно себе представить. Да и казахская народная музыка поразительно сконцентрирована по первозданной энергетической мощи. Сочинение «Little big question» для тейко барабана Юлии Бек вызвало оживление в зале. Барабан произвел большое впечатление своим инфернальным звуком, который по мощи воздействия можно сравнить с органом. Если этот барабан встроить в ГСО РТ, то он явно будет любимым инструментом Сладковского. Он придаст звуку оркестра совершенно новую силу. Даст оркестру какую-то фундаментальную мощь. Мне, например, хотелось бы услышать исполнение Вагнера с участием тейко барабана. Интересно было бы и соединение тейко барабана с дан бао и ятагой.

На гала-концерте выступали оркестр «Новая музыка» Анны Гулишамбаровой и Московский ансамбль современной музыки. В Московском ансамбле фантастическое впечатление произвел флейтист Иван Бушуев.

Рашит АХМЕТОВ

Теги: международный фестиваль европа-азия, рашид калимуллин, рашит ахметов, зое зениоди, золотая маска, исао матсушита В«молитва небесВ», до хонг куан, томас слиппер, маша беговатова, федор амиров, тайко, рустем абязов, анна гулишамбарова, юлия бекбулатова, гармошка, масгуда шамсутдинова, пинк флойд, битлз, московский ансамбль современной музыки ,
читать комментарии (0)
Оставить комментарий



Пользовательский поиск


БЛОГИ